О том, где изобрели фарфор, никто не спорит: все знают, что в Китае, а вот когда точно это произошло, археологам установить не удалось. Известно, что сырье делали из фарфорового камня циши, песка и белой глины. Всё смешивали, и полученное вещество зарывали в землю, где оно находилось несколько десятков лет. Затем доставали и делали посуду, а обжигали её в горшках из огнеупорной глины.

Прежде чем поместить предмет в печь, его покрывали почти таким же веществом, только компоненты были в другой пропорции. По-русски такой состав называется поливой или глазурью. При обжиге верхний слой спекался с поверхностью фарфора, и получалась плёнка, не уступающая по гладкости и твердости стеклу.

По названию местности происхождения фарфора белую глину стали называть каолином. В XIII веке китайский фарфор был известен далеко за пределами страны: чашки, вазы и другие товары производили в промышленных масштабах. Купцы продавали их в Индии и Персии, постепенно торговля распространилась до Европы.

Фигурки, вазы и декоративные тарелки оценивались по массе: сколько весит чашка или ваза, столько золота за нее отдавали. Курфюрст Саксонии, у которого не хватило золота, расплатился за китайские вазы отрядом солдат.

Секрет изготовления фарфора запрещалось выдавать под страхом казни. Мастера понимали, что как только европейцы научатся делать такую же красивую посуду, торговля перестанет приносить столько денег. Только одному французу удалось войти в доверие к китайскому промышленнику и посмотреть, как делают посуду. Он написал об этом книгу, но поскольку в Европе не удалось найти аналогов циши и каолина, китайскому фарфору ещё долго не было замены.

Германия

В Германию материал завезли из Италии, и он сразу заинтересовал производителей керамики. Крупные гончарные мануфактуры находились в Мейсене, который считают родоначальником истории развития фарфора: промышленники начали эксперименты по получению нового вещества. Деятельность финансировал граф Эренфилд фон Чирнхауз, который хотел улучшить состояние экономики в Германии. Фарфоровая посуда могла бы стать перспективным экспортным товаром.

Чирнхауз оборудовал лабораторию и пригласил в помощники химика Бергера. Через полгода опытов стало понятно, что твёрдость и мягкость материала зависит от того, сколько добавлено кварцевой пыли. Так был создан рецепт фарфора Kahla. В начале XIX века в Германии уже производили множество видов, а из изделий большим спросом пользовались сервизы и всевозможные подарки из фарфора. Приобретали их в основном коллекционеры и богатые граждане, чтобы разнообразить интерьер. Большая часть отправлялась на экспорт.

Франция

С XVI до начала XVIII во Францию завозили китайский фарфор, а своего не производили. Мастера умели изготавливать фаянсовую посуду — она была белой с синим декором. Через некоторое время керамисты смогли получить вещество, похожее на фарфор, смешивая в разных пропорциях стеклянный порошок и глину. Зная, какая страна является родиной настоящего фарфора, француз д'Антреколь отправился туда, чтобы выведать рецепт, а затем передал на родину рецепт его изготовления.

Во Франции мануфактуры по производству посуды и других предметов быта открылись не сразу, а только когда удалось обнаружить запасы белой каолиновой глины.

В середине XVIII в стране было открыто несколько мануфактур, производивших фарфоровую посуду. Сначала мастера копировали китайский стиль, но скоро выработали свой. Большой вклад в развитие фарфорового производства принадлежит маркизе де Помпадур, которая любила изящные изделия. Пытаясь ей угодить, мастера создавали изысканные чашки, вазы и фигурки, расписывая их сложными сюжетами с аллегорическими героями.

Сейчас 2 элитных предприятия выпускают лиможский фарфор: Bernardaud и Haviland. Второе было открыто американцем, который искал для своих покупателей безупречную посуду, и для этого приехал в Париж. Сменилось 4 поколения семьи, и до сих пор завод Хевилендов выпускает сервизы и другую продукцию, которая во всем мире ценится как престижный лиможский фарфор.

Англия

На право называться старейшими производителями фарфоровой посуды претендуют несколько предприятий. В Челси производили чашки с блюдцами и фигурки, подражая немецким мастерам. Было еще несколько крупных мануфактур, начавших производство фарфора почти в одно время — во второй половине XVIII века. В конце века фабрика в Челси получила статус королевской — так распорядился Георг III.

Изобретение костяного фарфора тоже относится ко второй половине XVIII века: мастер фабрики Spode создал материал удивительной красоты, из которого получалась тонкостенная, прочная посуда с плавными контурами. Это был костяной фарфор, в состав которого добавляли до 50% пережженных костей. Керамисты мануфактуры Wedgwood примерно в это же время изобрели три сорта:

  1. яшмовый фарфор;
  2. черный базальт;
  3. белый фарфоровый бисквит.

Посуду и фигурки инкрустировали драгоценными металлами и расписывали флористическими мотивами. Сейчас английская продукция предприятий Wedgwood и Spode считается эталонной.

Россия

В российской истории создания фарфора много интересных событий. Многие десятилетия в стране был собственный уникальный материал — майолика. Из вещества изготавливали изразцы, свистульки, столовую и декоративную посуду. Русская продукция ценилась в других странах, ее демонстрировали на международных выставках. В Германии, Испании, Франции и Италии майолика пользовалась спросом. Российские керамисты покрывали изделия утончённой росписью в техниках палех, хохлома и гжель.

Отечественный учёные пытались открыть секрет фарфора, но им долго не удавалось этого сделать. Чтобы выведать рецепт, Пётр I даже снарядил экспедицию в Германию, но люди вернулись ни с чем: их замысел раскрыли. Позже один из участников сумел получить вещество опытным путём, но изготовление фарфора оказалось сложным. Дешевле было производить фаянс, и промышленники переключились на него.

Днём рождения русского фарфора считают 30 января 1746 года, когда Д. Виноградов в своей лаборатории получил первую партию опытного состава. Вскоре отлили первую посуду, и после этого Кузнецовская мануфактура начала производить фарфоровые предметы была в промышленных масштабах.

В конце XIX века фарфоровое производство пришло в упадок. Вместо того, чтобы выпускать красивую и практичную посуду, керамисты начали делать акцент на сложность форм, а вместо ювелирно прорисованной росписи обходились грубыми мазками. Заводы изготавливали стандартную, простую посуду с рисунком, нанесенным по шаблону. С развитием промышленности в России наступил конец эпохи фарфора.