Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ


Традиция изображения цветов и плодов на изделиях из фарфора зародилась в Китае. Там же в  X–XII вв. произошел расцвет ботанической росписи, получившей свое название благодаря крайне натуралистичной рисовке. С увеличением экспорта китайского фарфора в Европу мода на флоральный декор распространилась повсеместно.


Вот уже почти три века цветочная роспись является одним из традиционных для отечественного фарфорового искусства мотивов, получая новое развитие как в императорской России, так и ее советском периоде.


Современные авторы-фарфористы также находят вдохновение в образах флоры, создавая изделия с ручной цветочной росписью. MyDecor побеседовал с художниками Императорского фарфорового завода и выяснил, почему цветы на фарфоре популярны во все времена.


Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Штучные галерейные вещи кисти ведущих художников Императорского фарфорового завода можно приобрести в свою коллекцию в Галерее современного искусства фарфора в Санкт-Петербург по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 151.

Мария Матвеева, художник:


Флоральный декор в декоративно-прикладном искусстве имеет многовековую историю. Цветочная тема — одна из главных в моем творчестве. На мой взгляд, фарфор и цветы словно созданы друг для друга, и на нашем предприятии это давняя хорошая традиция. Так, например, первый русский столовый ансамбль, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе, был богато украшен лепными цветочными гирляндами.

Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Разрабатывая новую тематику росписи, я опираюсь на собственное чувство и одновременно на образ формы, с которой работаю. Так происходит диалог между фарфоровым предметом и художником. Особенностью росписи на фарфоре является поиск композиции, сочетание цветового пятна и графики, которые бы наиболее точно подчеркнули форму. Богатство декора может быть дополнено нанесением краски из драгоценных металлов — золота, серебра и платины.


Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

Сервиз «Южный вечер», роспись Марии Матвеевой, Императорский фарфоровый завод.

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Мне нравится экспериментировать, сочетать контрастные цвета, создавать «активные» цветочные композиции. Фарфор — благородный и очень отзывчивый материал, на котором возможно воплотить практически любую художественную идею: перепрочесть классику, народные промыслы и орнамент или создать что-то исключительно новое, в духе нашего времени.

Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

Сервиз «Розовый вечер», роспись Марии Матвеевой, Императорский фарфоровый завод.

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Татьяна Чапургина, ведущий художник, заслуженный художник РФ:

Флора — это неиссякаемый источник вдохновения. Идея создания персональной фарфоровой чашки с цветочным декором, живущей вне сервиза, как бы «сама по себе», пришла ко мне в 2020 году. Современный человек, с одной стороны, большой индивидуал, с другой — очень озабочен своим здоровьем. Объединить две эти концепции мне удалось в серии чайных пар «Целебные травы». Каждое изделие из этой серии существует в единственном экземпляре, а благодаря технике подглазурной росписи декор невозможно копировать. Попытка точного воспроизведения провалится, но это отчасти и хорошо — ведь мы получим совершенно новое изделие, только немного вдохновленное прежним. В настоящее время я являюсь единственным художником Императорского фарфорового завода, который работает в этой технике на тонкостенном костяном фарфоре.

Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

Тарелка, роспись Татьяны Чапургиной, Императорский фарфоровый завод.

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Работая над этим проектом, я вдохновлялась цветами с русских обочин, символами русского модерна — репейниками и колючками. Я нахожу их очень выразительными, живописными растениями. Иногда для решения творческих задач внешней поверхности чашки бывает недостаточно, и тогда я помещаю портрет цветка на дно. Думаю, что в таком «цветочном чае» есть что-то символическое, даже сакральное.


Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

Ваза «Ранняя весна», роспись Татьяны Чапургиной, Императорский фарфоровый завод.

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ


Ольга Будашова, ведущий художник:


Цветочный декор вне времени. Тот образ флоры, который я создаю в своем творчестве, стилистически созвучен с модерном. Моя интерпретация этого течения с позиции современного художника — в том, чтобы создавать не только предметы искусства, но и интерьера. Так, на декоративных блюдах и вазах «расцветают» цветочные композиции с мягким колоритом. На мой взгляд, именно приглушенность цвета, его особая нежность, подчеркивает самодостаточность фарфора.

Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

Ваза «Когда цвели сады», роспись Ольги Будашовой, Императорский фарфоровый завод.

ФОТО АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Знаете, в масляной живописи существует негласное правило, которое нарушают лишь немногие смельчаки: взять и вдруг не закрасить весь холст целиком. Фарфористы в этом плане намного свободнее, мы с большим энтузиазмом оставляем фарфоровый «холст» белым. Но даже это безмолвие все равно звучит мелодией летнего сада или тропического леса.

Флоральные мотивы на фарфоре, или почему цветы всегда популярны?

Тарелка «Дама в шляпе», роспись Ольги Будашовой, Императорский фарфоровый завод