Рождение советского агитационного фарфора
В Стране Советов выпуск тематической продукции начался на Императорском фарфоровом заводе, который до революции обслуживал исключительно царский двор. В 1918 г производство национализируют, присваивают название ГФЗ — Государственный фарфоровый завод. Главный центр керамики страны возглавляет С. В. Чехонин. Как возник советский агитационный фарфор: одиозный, талантливый лидер стал пионером «императорского-советского ампира». Известного ученика И. Репина назвали отцом нового направления в традиционном искусстве.
Творческий лидер С. В. Чехонин глубоко проникся идеями революции и желанием создать предметы, которые будут мощным инструментом пропаганды. Агитфарфор мастер видел, как симбиоз передового искусства и воплощение идеологии правящей партии. Результат творческого подхода — самобытная, оригинальная посуда, скульптура, которая декламирует о ценностях наступившей эпохи.
Новая формация
Блестящий каллиграф, рисовальщик, мастер орнамента С.В. Чехонин создал уникальный стиль декорирования фарфора. Лидер ставил перед собой цель взрастить мастеров новой формации. Он пригласил на производство опытных художников, архитекторов, которые могли бы не просто переносить символику на фарфоровые изделия, а рождать агитационную идеологию. Над созданием предметов начинают трудиться:
- Михаил Адамович.
- Александр Самохвалов.
- Александра Щекатихина-Потоцкая.
- Борис Кустодиев.
- Натан Альтман.
- Кузьма Петров-Водкин.
Благодаря плеяде талантливых мастеров, агитфарфор быстро превратился из стандартного, мало примечательного товара в уникальное явление в искусстве.
От простого к изысканному
Когда мастер только возглавил завод, он начал выпускать незамысловатые предметы, где в качестве декора в основном использовали:
- Авторский рубленый шрифт Чехонина.
- Революционные лозунги молодой страны, нанесенные на бортики тарелок.
- Простые символы и новые эмблемы партии.
В 1919 г происходит творческий прорыв в производстве агитационного фарфора, он превращается в произведение советского искусства. Теперь помимо лозунгов, появляются популярные сюжетные линии, пропагандирующие идеологию новой страны. Роспись начинает играть сочными красками, рождаются цветочные орнаменты, которые искусно вплетены в государственную символику. Мастера иллюстрируют жизнь простых людей, мотивируют их строить светлое будущее. На свет появляются легендарные произведения завода:
- Предметы с лозунгами, переделанными из Библии: «Кто не работает, тот не ест», «Кто не с нами, тот против нас».
- Изделия, где сочетаются цветочные орнаменты и официальные аббревиатуры: «РСФСР» с вензелями.
- Уникальное оформление. Мастера использовали яркую, фольклорную роспись и акварельную монохромную графику: тарелки «В помощь голодающим Урала и Поволжья».
Агитационный фарфор стал символом, где удивительным образом сплетаются новые советские реалии и традиционное изящество дореволюционной России.
Агитационные скульптуры
Огромный вклад в становление нового авангардного направления в искусстве сделала скульптор Н. Данько. Она создавала агитационные скульптуры, которые высоко ценятся современными коллекционерами.
Благодаря наследию мастера, сегодня легко купить агитационный фарфор, ярко отражающий революционную идеологию:
- «Милиционерша».
- «Девушка в косынке».
- «Прачка».
- «Работница, говорящая речь».
- «Красноармейцы».
- «Колхозница».
- «Вышивальщицы знамён».
- «Шпана».
Малая пластика Н. Данько стала хроникой первых лет правления новой власти. Фарфоровые скульптуры изображали людей эпохи революции, СССР, которые готовы трудиться на благо Страны Советов. Архитектор создавала удивительные жанровые фигурки, которые рассказывали о характере, настроении, взглядах своих героев. В ее коллекции более 300 скульптур, представляющих ценность для любителей фарфора.
Театральный декоратор, талантливая художница А. Щекатихина-Потоцкая вдохнула в агитфарфор яркую жизнь. Ее роспись отличалась красочными, озорными нотками, игрой полутонов, оригинальными деталями. В 1921 г художница создала серию иллюстраций на тему колыбели революции Петрограда, а затем воссоздала яркие картинки в росписи фарфора.
След супрематистов
Интересный период в истории ИФЗ — это 1920 г, когда над созданием агитфарфора начинают трудиться легендарные Казимир Малевич и его соратники. Удивительные реформаторы традиционного искусства внесли яркий вклад в художественную жизнь производства.
Идею авангардизма К. Малевич воплотил в культовый чайный сервиз из фарфора «Паровоз». Это нестандартный набор, где оригинальный квадратный чайник стал паровозом, тянущим за собой концептуальные получашки. Николаю Суетину удалось создать легендарный сервиз «Бабы», В. Кандинский разработал 5 эскизов росписи фарфоровых блюд, сервизов, до сих пор используют 3 техники.
Коллекционная ценность
Агитфарфор периода 1918-1924 гг. представляет огромную ценность для зарубежных и отечественных коллекционеров. В этот период легендарные мастера создавали небольшими тиражами предметы с ручной росписью. Внимание уделялось деталям, воплощались необычные сюжеты, сочетались оригинальные техники.
Сегодня за уникальный экземпляр ценители готовы платить много. Интересны коллекции искусствоведам, ведь в мировой истории нет аналогов изделиям, где мастерам удалось отобразить жизнь, культуру коммунистической эпохи. Агитационный фарфор стал зеркалом советской идеологии, феноменом в искусстве, дорогим антиквариатом.