В Главном штабе открылась постоянная экспозиция работ выдающегося художника Инны Олевской. Она ушла из жизни в 2021 году, так что эта небольшая экспозиция — своеобразный памятник ей.

Постоянная экспозиция работ Инны Олевской открылась в  Главном штабе | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Шесть лет былому дню,
когда впервые
Я Музу обнаженную увидел —
лежащей на полу,
В причудливом пространстве,
Где Инна обитает при свечах,
Обрывках кружев и воздухом
колеблемых предметах… 

— из стихотворения «Муза», кото­рое посвятил Олевской итальянский поэт и сценарист Тонино Гуэр­ра.

Муза, которая долго жила в квартире художницы и которую Гуэрра хотел забрать к себе в Италию, в свой Сад забытых фруктов, в конце концов обрела приют в Эрмитаже. Фигура Музы, лежащей на полу в томной, словно она обессилела от творческих порывов, позе, полуобнаженная, задрапированная роскошным барочным покрывалом в белых розах. Она огромная — метр девяносто. И может показаться, что сделана эта монументальная фигура из мрамора. Но это фарфор. Поначалу не верится, что мастер смогла превратить хрупкий материал, из которого привычно делаются чашки, блюдца, статуэтки, в настоящую скульптуру.


Муза — часть сложной архитектурно-пространственной композиции «Гений и злодейство — две вещи несовместные», которая состоит из одиннадцати фигур. Музу окружают ангелы, Пушкин и Дантес, Моцарт и Сальери…

Композиция, аналогов которой по сложности исполнения и выразительности нет, создавалась в первой половине 1990-х годов. Тогда еще были сильны тенденции, появившиеся в советском декоративно-прикладном искусстве в 1970‑е годы, — к освобождению от функциональности, практичности, утилитарности. Многие соз­давали тогда не вещи, пригодные в быту, а эстетские арт-объекты. Но чтобы сделать из фарфора монументальные скульптуры? Такое смогла только Олевская.

В экспозицию включены еще две яркие работы художницы — «Путешествие в прошлое» и Jасо Pastorius. «Путешествие», как многие работы Инны Олевской, наполнено философским и поэтическим смыслом. Это лодочник с серебряными веслами. Возможно, Харон, который перевозит души умерших? Или это символическое изображение человека, плывущего «по волнам памяти»? Ведь он плывет против течения.

А фарфоровая скульптура Jасо Pastorius — портрет Жако Пасториуса, музыканта и композитора, одного из лучших бас-гитаристов минувшего столетия. Подобно многим рок-музыкантам, Жако не выдержал испытание славой и ушел из жизни в 35 лет. Работа, посвященная памяти музыканта, стала последней в творческой биографии Инны Олевской.

Все ее творчество демонстрирует нам торжество хрупкости. Фарфор может быть прочнее и долговечнее мрамора.



Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 46 (7375) от 16.03.2023 под заголовком ««Где Инна обитает при свечах…»».