Подглазурная роспись

Времен связующая нить:
подглазурная роспись на Императорском фарфоровом заводе.

«Ничего не значит, что эта манера
[подглазурной] росписи зародилась в чужой стране: у нас она
достигла пленительной красоты, приобрела
оттенок глубоко национальный».
Э. Голлербах

pdglz-009.jpg

pdglz-001.jpg В настоящее время художники Императорского фарфорового завода, продолжая традиции старых мастеров, работают в уникальной технике подглазурной живописи. Среди них – Татьяна Михайловна Чапургина. Под её руководством ведущие живописцы Императорского фарфорового завода создают новую коллекцию изделий, опираясь на сложившиеся традиции, не теряя при этом связи с современностью, расширяя темы и возможности подглазурной техники.
Работы, выполненные в рамках проекта «Времен связующая нить», пополнят коллекцию Фонда «Наследие» Императорского фарфорового завода, будут представлены на различных тематических выставках и в галереях ИФЗ.
Зрители проекта смогут познакомиться со всеми этапами создания удивительной живописи, заглянуть в мастерскую художника и живописцев, проследить за созданием произведения от начала и до конца. К тому же на протяжении всего проекта мы будем детально рассказать всем любителям фарфора об истории и особенностях этой уникальной техники.

* * *

pdglz-004.jpg Волшебство рождения фарфора завораживает даже искушенного зрителя. Сложный, хрупкий материал проходит через множество манипуляций, прежде чем стать готовым произведением искусства, украсить стол или присоединиться к коллекции. Особое место в чарующем мире фарфора занимает подглазурная роспись.

В отличие от классической надглазурной росписи в подглазурной технике краски наносятся на поверхность фарфора, прошедшего первый обжиг в 800 градусов. Затем фарфор подвергается высокотемпературному обжигу в 1300–1400 градусов. Благодаря специальным подглазурным краскам «высокого огня» и технике обжига на фарфоровых изделиях возникают тонкие, слегка туманные изображения в приглушенной палитре мягких, необыкновенно глубоких тонов. Подглазурная роспись чрезвычайно сложна в исполнении – цвет красок после обжига может непредсказуемо поменяться, а мастер не имеет право на ошибку, ведь изменить нанесенную линию или пятно на полусыром фарфоре не так-то просто. Соблюдение всех нюансов технологии требует от художника большого опыта, тонкого чувства материала и колоссального мастерства.

pdglz-003.jpg Техника подглазурной живописи – особая глава в истории фарфорового искусства. В период зарождения техники изделия декорировались главным образом краской на основе кобальта – металла, дающего при обжиге исключительно глубокий синий цвет. Появившись ещё в Китае, сине-белые изделия из фарфора, ввозимые на запад с конца XVI века, завоевали сердца эстетов Европы.

Вещи первого европейского фарфорового предприятия – Майсеновской фарфоровой мануфактуры, иногда также декорировались кобальтом. На Императорском фарфоровом заводе опыты в технике подглазурной росписи проводил ещё Дмитрий Иванович Виноградов, создатель русского «белого золота». С того момента и по сей день, все изделия Императорского фарфорового завода отмечены заводским клеймом, исполненным в подглазурном кобальте, которое видоизменяется от эпохи к эпохе.

В конце XIX века на Копенгагенской королевской мануфактуре, основанной ещё в 1775 году, была разработана новая оригинальная техника подглазурной полихромной живописи в приглушённой гамме, что воплотилось в возникновение особенного «копенгагенского стиля». Впоследствии этот стиль стал одним из самых характерных для декоративно-прикладного искусства эпохи модерн. pdglz-004.jpg После Парижской выставки 1889 года, на которой демонстрировались достижения фарфоровых заводов, в том числе Копенгагенской Королевской мануфактуры в области подглазурной росписи, на ИФЗ начинается освоение новой техники.

В 1892 году директор завода Д.Н. Гурьев приобретает в Дании первые оригинальные образцы. Позже в Санкт-Петербург приезжают датские мастера К.Ф. Лиисберг и К.Л. Мортенсен для обучения русских художников необыкновенной технике. С их помощью копенгагенская разработка была освоена на ИФЗ. Освоение нового способа декорирования обернулось возникновением стиля, не имеющего аналогов в мировом искусстве фарфора. Русские мастера не только переняли существующую технологию, но и привнесли в неё много нового, создав на её основе собственный самобытный стиль.

С началом Первой мировой войны в 1914 году снижается импорт красок, сокращается отделение подглазурной живописи, широко развитое за первое десятилетие XX века. Во времена революции на заводе было решено прекратить сложные и трудоемкие работы по подглазурной живописи. В декорировании изделий остался лишь подглазурный кобальт в качестве фона для надглазурной росписи.
В 1926 году начался процесс восстановления уникальной технологии. К сожалению, в довоенный период заново освоить технику полихромной подглазурной росписи не удалось, хотя с 1926 года такие попытки предпринимались. Активно развивалась лишь монохромная подглазурная роспись кобальтом.

В 1948 году началось масштабное восстановление производства подглазурного декорирования. Решением этой задачи занимался коллектив завода во главе с заведующим живописной мастерской А.Ф. Большаковым. За несколько лет ему удалось воссоздать цех подглазурной росписи практически с нуля. Заслуга восстановления технологии также принадлежит и Г.Д. Зимину – одному из самых знаменитых и талантливых мастеров подглазурной живописи в истории ИФЗ. На поверхности фарфора в это время возникали виды городов, различные состояния природы. Ученики Г.Д. Зимина, В.М. Жбанов и В.М. Городецкий, продолжали традицию своего учителя, вместе с тем обогащая коллекцию подглазурной росписи новыми сюжетами.

pdglz-005.jpg musee03_s.jpg pdglz-007.jpg

В начале 1960-х годов расширилась подглазурная палитра красок, обогатив возможности для творчества художников, а в конце десятилетия для печати стали применять кобальт по возобновленной технологии (после высокотемпературного обжига сплавляется с глазурью – эффект подглазурной росписи). Внедрением технологии занимались Р.Ф. Стримайтис и Н.П. Славина. В 1969 году Славина разработала ряд рисунков для кобальтовой шелкографии, которые стали выпускать с начала 70-х. До сих пор изящно декорированные кобальтовые чашечки по эскизам Славиной, пользуются широкой популярностью и их всегда можно найти на полках магазинов «Императорский фарфор».