Фото0034.jpg

Творчество Инны Олевской – мастера росписи по фарфору, скульптора, автора оригинальных сервизных форм, талантливого живописца и художника театра – виртуозно и многогранно. Оно не только обогащает петербургскую художественную школу фарфора, но и остается значительным явлением современного декоративно-прикладного искусства. Ее мир – вечное странствие в пространстве образов и эпох. Итальянское средневековье, ампир, Серебряный век, классика или современность, традиции и новые веяния – с одинаковой глубиной автору удается осмыслить время и найти проникновенно точное художественное выражение. Необычное жизненное и творческое пространство мастера наполнено реальными и вымышленными персонажами, поиском новых смыслов в искусстве, постоянным состоянием эксперимента и переосмысления фарфора как материала. Самобытный талант, яркая индивидуальность и великолепное мастерство позволяют ей создавать неповторимые произведения, которые завоевывают искреннюю любовь ценителей и профессионалов искусства фарфора.

Олевскую всегда увлекали литература и философия. По ее словам, бессмертные произведения мировой культуры неизменно вызывали в ее душе восторг и благоговение. Современные тенденции искусства нового времени волнуют художника ничуть не меньше. Она меняется согласно движению жизни и готова открыть зрителю свой внутренний мир. «Я, как актеры, могу сказать, что все работы — любимые. В каждую вложена душа, все эмоции, энергетику, темперамент я отдаю процессу».

Metamorfozy-Olevskaya-001-sml.jpg Metamorfozy-Olevskaya-008-sml.jpg

Инна Олевская работает на Императорском фарфоровом заводе без малого пятьдесят лет. С 1969 года ее творческая жизнь неразрывно связана с легендарным предприятием. Своими учителями она называет прославленных мастеров Николая Суетина, Анну Лепорскую, Владимира Городецкого, Ксану Ливчак. С уважением и восхищением автор относится к Александре Щекотихиной-Потоцкой, знакомство с работами которой буквально перевернуло ее мировоззрение и придало мощный импульс дальнейшему творчеству. На заводе Инна Соломоновна прошла путь от выпускницы Художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной до заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ, удостоенного почетных отечественных и зарубежных наград. Ее произведения находятся в собраниях крупнейших российских музеев, хранятся в частных коллекциях по всему миру. Олевская – неоднократный участник выставок и симпозиумов в России, Америке, Германии, Японии, Канаде, Англии, Италии. Проектная деятельность художника направлена и на создание образцов для массового производства, которые долгие годы являются неотъемлемой частью ассортимента АО «ИФЗ».

Metamorfozy-Olevskaya-003-sml.jpg Metamorfozy-Olevskaya-004-sml.jpg Metamorfozy-Olevskaya-005-sml.jpg

Олевская – уникальный художник, который, с одной стороны, адаптируется к условиям, продиктованным заводскими ограничениями, с другой, сохраняет эстетику последовательного раскрытия сложной временной многогранности прошлого и настоящего. В ее произведениях присутствует традиционное отношение к мастерству, ее работы пластически осмысленны и идеально выполнены в материале. Она превращает фарфор в стекло, металл и драгоценности, насыщает пластические объекты символами, сплавляя в фигурах и росписях элементы различных культур. По словам Инны Соломоновны, «фарфор – материал избранный! Избранный дать миру особую, исключительную, истинную гармонию! Будущее его прекрасно. Архитектура, скульптура, живопись – его родители. Душа его – свет! Истинный, завораживающий, неповторимый свет. Свет, который сделал нас, художников, вечными пленниками его Гения!».

Metamorfozy-Olevskaya-006-sml.jpg Metamorfozy-Olevskaya-007-sml.jpg

Программными работами Инны Олевской являются архитектурно-пространственные фарфоровые композиции, темы которых строятся на поэтических текстах-размышлениях над вечными вопросами добра и зла, любви и гармонии. Сформировавшись в 70-е годы, когда декоративное искусство, будучи наиболее свободным в своих художественных поисках, практически отошло от прикладных форм, Олевская создала в фарфоре образы, не уступающие по глубине содержания станковым искусствам. Для художника они складывались из понимания времени, сложной внутренней связи неоклассических символов с традициями мирискуснического «серебряного века». В пространственных «картинах», воспроизведенных в изысканнейшей фарфоровой массе, ренессанс и барокко, русский ампир и историзм нового времени, вступая в симбиоз, создают другую реальность.

Одна из важнейших работ автора – одиннадцатифигурная композиция «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (1990–1996), в которой ангелы, Пушкин, Дантес, Моцарт и Сальери обступают лежащую музу. Итальянский поэт, писатель и сценарист Тонино Гуэрра, увидев этот арт-объект в гостях у Инны Соломоновны, заметил: «Впервые вижу, чтобы памятник Пушкину стоял в доме».

Однажды, увлеченно рассказывая о своей поездке в Америку, где они вместе с Эльвирой Еропкиной, также художником ЛФЗ, участвовали в работе съезда Международной ассоциации художников фарфора (International Porcelain Artists), которая объединяет в своих рядах представителей 38 стран мира, Инна Олевская отметила: «Побывав на этом съезде, я поняла, что наш завод просто уникальный: мы находимся на Олимпе искусства фарфора. У нас чувствуется огромная культура, огромная традиция за спиной. И если раньше, когда к нам в мастерские приходили иностранцы и говорили о нашем фарфоре, что подобного в мире нет, мы это воспринимали как дежурный комплимент, то сейчас я понимаю, что это действительно так. Мы живы сегодня настоящей, подлинной любовью к искусству фарфора, и у нас есть почва, наши традиции».

Metamorfozy-Olevskaya-011-sml.jpg Metamorfozy-Olevskaya-012-sml.jpg

В залах Главного штаба представят более четырехсот изделий Инны Олевской, собранных в оригинальные композиции, из коллекции ИФЗ и частных собраний. По замыслу автора выставка проходит в темноте. Эффектное экспозиционное решение с направленной подсветкой создает уникальное по насыщенности и эмоциональности пространство, ауру сакральной недоступности, магической таинственности и выразительности.

Цикл персональных выставок художников Императорского фарфорового завода в Государственном Эрмитаже – совместный проект ведущего музея страны и старейшего в России художественно-промышленного предприятия, запущенный в преддверии 275-летнего юбилея Императорского фарфорового завода. Его цель – познакомить почитателей искусства фарфора с творчеством современных мастеров. В настоящее время на ИФЗ трудится более двадцати талантливых художников и скульпторов – тех, кто призван не только сохранить без малого трехвековые традиции старейшего производства, но и составить славу современного русского фарфора.