Выставка «Время вперёд» – рассуждение современных художников Императорского фарфорового завода на тему Октябрьской революции и изменений, сопутствующих ей в обществе, искусстве и художественной жизни страны.

1035_agitfarfor.jpg Революционные события стали важной вехой в истории фарфорового завода, переименованного в 1918 году в ГФЗ – Государственный фарфоровый завод. Большевики стремились разрушить старый строй, внедрить новую идеологию, воспитать в людях иное мировоззрение средствами культуры и искусства. Главной задачей ГФЗ, согласно плану монументальной пропаганды, стало «помочь преобразить обстановку жизни людей». На старейшем фарфоровом производстве в городе-колыбели революции был рожден новый фарфор – свидетель и проводник идей эпохи, нацеленный радикально изменить человеческое сознание.

Фарфор послереволюционных лет составил яркое, самобытное наследие, созданное талантливыми художниками и скульпторами по фарфору: С. Чехониным, А. Щекотихиной-Потоцкой, сестрами Н. Данько и Е. Данько, В. Кузнецовым, М. Лебедевой, М. Адамовичем и другими, а также известными супрематистами Н. Суетиным, И. Чашником и самим отцом движения К. Малевичем. Этот богатый, разнообразный материал, являющийся на сегодняшний день украшением самых крупных музейных и частных коллекций по всему миру, послужил источником образов и идей для современных художников завода.

Вдохновленные расцветом русского авангарда произведения, представленные на выставке, расписаны абстрактными, супрематическими формами. На фарфоровых объемах властвует беспредметность – красочная геометрия, обилие и разнообразие цвета, контрастные противопоставления – яркие художественные направления эпохи революции трактованы в произведениях М. Матвеевой, В. Бакастовой, О. Серебряковой, В. Богданова. Советская символика, призывающие лозунги, выразительные образы, агитирующие коллективно выйти на строительство нового мира, можно увидеть в изделиях И. Олевской и С. Соколова. Знаменитый сервиз, спроектированный Казимиром Малевичем, получил новые живописные трактовки художников Ю.Жуковой, Т. Чариной, Г. Шуляк. В произведениях Н. Троицкой и Т. Афанасьевой предстают виды революционного Петрограда: счастливые молодые парни и девушки, вдохновленные провозглашенными революцией идеалами и ценностями, радостно встречают новую эпоху. Производственные, фабричные мотивы в искусстве фарфора, следствие новой экономической политики и индустриализации, воплощены в работах Л. Цветковой и О. Беловой-Вебер. Лейтмотивом выставки стали фарфоровые часы, как символ времени, неукротимо стремящегося к реализации утопичных идей эпохи, которым не суждено было сбыться.

Время, вперед! Время, вперед! 1 Время, вперед! 2

Тонко осмыслив наследие, прочувствовав особый стиль и идеи агитационного и авангардного фарфора, настоящего памятника истории, культуры и быта первого десятилетия советской России, художники завода рассказывают нам о событиях тех лет, используя свой собственный художественный язык. Произведения, представленные на выставке, уже не стремятся преобразить человека, его способ восприятия действительности и саму действительность, призывая людей к строительству светлого коммунистического будущего или провозглашая идеи беспредметности. Эти произведения полны энергии, силы духа и творческой мысли как современных художников, так и фарфористов прошлого, воспевающих в своем искусстве идеалы и стремления, в которые они верили, побуждая зрителей на свершение великих поступков во имя нового государства.

Время, вперед! 3 Время, вперед! 4

Современные работы – это дань памяти великим мастерам начала XX века, рассуждения, мысли современных художников завода о том периоде нашей истории, это необыкновенно талантливые авторские работы, продолжающие уникальный художественный феномен искусства фарфора, начало которому положила Октябрьская социалистическая революция.

Ждём вас 7 ноября в 17.30 в Галерее современного искусства фарфора по адресу пр-т Обуховской обороны д.151!