UyU6Ixx3CNE.jpg С момента основания Императорский фарфоровый завод стал поставщиком Высочайшего двора. Жизнь летней императорской резиденции была немыслима без приемов, балов, семейных уютных чаепитий и торжественных обедов, а значит – без хрупких изысканных изделий знаменитого казенного предприятия. И сегодня гордость коллекции музея – а это свыше 4500 предметов – составляют произведения ИФЗ.

 «Модерн. 100 лет спустя» – четвертый совместный проект старейшего фарфорового завода и музея-заповедника; предыдущие были посвящены разным темам – флора, городской пейзаж, высочайшие заказы, бисквитный фарфор. Все они акцентировали внимание на преемственности и сохранении традиций петербургской школы фарфора. 

   Модерн в истории искусства занимает небольшой временной отрезок конца XIX – начала XX века. Направление сформировалось под влиянием идей символизма и интереса европейцев к дальневосточному искусству. Несмотря на краткосрочность, этот стиль проник во все сферы жизни, в том числе и быт, неотъемлемой частью которого всегда был фарфор. Разнообразие новых или восстановленных технологий, неординарных изобразительных мотивов и композиционных решений отличало фарфоровое производство того периода. И это не просто определенный набор орнаментов и мотивов, это стиль жизни и образ мыслей общества.

  Два десятка предметов из коллекции музея, ставшие экспонатами выставки, дают точное представление о стиле модерн. С его эпохой ассоциируют изделия с подглазурной полихромной росписью, изображающей растительный мир, лирические пейзажи, фигуры птиц и животных, свободно расположившихся на сосудах обтекаемой формы. Мастера Императорского фарфорового завода расписали вазы «Орехи» (1906), «Водяные лилии» (1909), «Георгины» (1910), «Шхеры в Финляндии» (1905), выполнили модели фигур кота (1903), спящей собаки (1915). Дополняют картину изделия мастеров Королевской фарфоровой мануфактуры (Дания). В 1889 году на Всемирной выставке в Париже она продемонстрировала ряд неповторимых предметов в так называемом копенгагенском стиле, когда краски «большого огня» теряли интенсивность цвета и становились мягкими и приглушенными, а покрытый густым слоем глазури рисунок казался размытым и не совсем реальным.

0x6a3825_1.jpg

   Императорский фарфоровый завод сегодня следует вековым традициям, воспроизводит лучшие исторические образцы и современный авторский фарфор, соответствует времени, но черпает вдохновение и профессиональный опыт в прошлом, в том числе, и в произведениях периода модерна, когда искусство переживало технологический и художественный бум обновления. Сегодня, как и тогда, популярна подглазурная живопись, вновь просыпается интерес к «искусству огня» – кристаллическим и потечным глазурям, по-прежнему активно используются для росписи вазы простых форм без лишних деталей. В наследство от той эпохи достались орнаменты и неординарные композиционные решения. Конечно, актуальный авторский фарфор — лишь реминисценция, воспоминания, выборочное заимствование мотивов, приемов и жанров, дань творчеству и памяти модерну.

ger_9839.jpg Стилевая линия, найденная в конце XIX века, в полной мере отражается в современных работах ведущих мастеров ИФЗ, сформировавших значительную часть экспозиции. Художники, скульпторы, технологи предприятия воспроизводят мотивы, характерные для модерна, воссоздают утраченные и развивают новые приемы декорирования. Авторы не ставят задачу выполнить работы «как тогда», их произведения показывают сегодняшнее отношение к большому стилю, на языке фарфора они пытаются передать зрителю своеобразие и неповторимость искусства той далекой эпохи. 


 Признанные мастера подглазурной росписи — Нелли Петрова, Нина Троицкая, Галина Шуляк, Татьяна Чапургина. Блестяще владеют приемами надглазурного декорирования Инна Олевская, Юлия Жукова, Вера Бакастова, Татьяна Чарина. С уважением и любовью цитируют на фарфоре произведения Билибина и Бакста Ольга Белова-Вебер и Владимир Богданов. Зрелый подход к использованию технических приемов, характерных для модерна, проявляют Анна Трофимова, Любовь Цветкова, Галина Белаш, Ольга Серебрякова, Екатерина Сазонова, Марина Никольская. Животный мир представлен в разнообразной скульптурной пластике.


 Помимо исторических произведений и авторских работ на выставке представлены современные копии старинных образцов в технике подглазурной росписи, а также коллекция ваз с кристаллическими и политыми глазурями. Интересна серия ваз, выполненных технологами Евгением Степаненко и Ольгой Курановой и декорированных кристаллическими глазурями.
Выставка «Модерн. 100 лет спустя» знакомит посетителя с шедеврами прошлых веков из коллекции музея и демонстрирует достижения современных художников Императорского фарфорового завода.


 Насладиться выставкой Вы можете по адресу: ГМЗ «Царское Село», г. Пушкин ул. Садовая, д. 7, Третья Антикамера Екатерининского дворца.