история в фарфоре.JPG
Ведущий скульптор завода Анатолий Данилов /Императорский фарфоровый завод


На Императорском фарфоровом заводе, одном из старейших предприятий Северной столицы, любят говорить: «По истории русского фарфора можно читать историю Российского государства». Удивительно, что именно этот хрупкий материал помогает сохранить на века важнейшие вехи развития нашей страны. 

Традиция создания исторических коллекций была заложена еще Екатериной II, а петербургские фарфористы продолжают ее и по сей день. Главная новинка этого сезона – коллекция «Генералы», созданная на Императорском фарфоровом заводе при сотрудничестве с Государственным мемориальным музеем А. В. Суворова. В коллекцию вошли пять главных полководцев и один гениальный флотоводец Российской империи. Каждая скульптура – это кропотливый труд художника, научных сотрудников музея, а также модельщиков, отливщиков и обжигальщиков завода. Каждая скульптура хранит частичку судьбы великих русских генералов – и тепло рук петербургских мастеров фарфора.

Шесть великих имен

Для коллекции «Генералы» были отобраны шесть исторических фигур, чья слава и ратные подвиги прошли проверку столетиями: Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов, Федор Федорович Ушаков, Петр Иванович Багратион, Михаил Дмитриевич Скобелев, Алексей Алексеевич Брусилов. Шесть великих генералов разных времен были и остаются лучшими защитниками своего государства. Сохранение их исторической памяти в фарфоре, без отсылки ко времени и политике, – всегда уместно, считают авторы проекта.

Идея коллекции зародилась еще в конце 2020 года в формате совместного проекта с Музеем А. В. Суворова. Его руководство лично обратилось к Императорскому фарфоровому заводу с предложением увековечить в «белом золоте» российских генералов.



В этом году Императорский фарфоровый завод празднует свое 279-летие. За почти три столетия существования предприятия петербургский фарфор стал настоящей летописью российской истории. Одна из главных фарфоровых жемчужин с историко-патриотическим подтекстом – сервиз «Гурьевский», который был создан в честь победы в войне 1812 года и посвящен сценам «народной жизни». За время правления Дома Романовых с учетом доделок в состав сервиза входило до 4500 изделий.

Спустя век, при Николае II, начали выпускать еще одну знаковую историческую серию – скульптуры «Народности России». Официальным поводом для этого стала первая перепись населения в России, а неофициальным – стремление императора в лицах представить цесаревичу Алексею этнографическое богатство его родины. Поэтому создание коллекции «Генералы» стало для завода еще одним вкладом в миссию сохранения российского исторического наследия.


Самое сложное – уйти от штампов

Совместная работа была отлажена с самого начала: научные сотрудники собирали для скульптора материалы о деталях костюма, внешнем виде и оружии каждого генерала. Скульптор же сам выбирал, в каком образе генерал предстанет в бисквите – неглазурованном фарфоре, очень фактурном и немного шершавом на ощупь. В итоге получились художественные произведения качественно нового уровня, в которых детальная проработка костюма сочетается с поразительным портретным сходством.

Автором серии стал ведущий скульптор завода Анатолий Данилов. Мастер трудится на ИФЗ уже более пятнадцати лет. За это время ему довелось поработать над воссозданием скульптур из серии Николая II «Народности России», дополнить коллекцию скульптур из серии «Балет», создать коллекцию «Лошади». И это лишь малая часть его творческих побед. Приступая к работе над проектом «Генералы», Анатолий Данилов посмотрел на победы по-новому.

«Для меня работа над этими скульптурами стала своеобразным вызовом. С одной стороны, мне как художнику позволили предложить свое видение каждого персонажа. Но, с другой стороны, я должен был добиться не только портретного сходства и исторической достоверности, но и создать шесть цельных образов, при этом избежав штампов и банальностей», – поделился своими переживаниями мастер.

Помимо материалов музея Анатолий Данилов изучал гравюры, смотрел фильмы, читал книги о своих героях. В среднем работа над одной фигурой, выполненной в пластилине, длилась около месяца. Пластилиновые прототипы скульптор тщательно обсуждал с научными сотрудниками и доводил до совершенства. Не раз бывало, что во время музейных худсоветов сами эксперты начинали уточнять и дополнять друг друга, обсуждая очередную деталь мундира, сапог или эполет. Даже незначительные неточности в этом проекте были недопустимы. Как только прототип утверждали, изделие переводили в гипс, и скульптор прорабатывал нюансы. А уже с гипсовой модели делали форму для отливки фарфора, чтобы его можно было тиражировать.

Самым сложным произведением из всей серии для Анатолия Данилова оказалась скульптура Суворова. «Суворов стал своеобразным символом. Он хорошо знаком и изучен, но мне хотелось отойти от штампов. Сделать его достойным, без упрощения, но не слишком легковесным. Так родился образ генерала, который будто следит за переходом своей армии через Альпы, поставив ногу на груду камней», – рассказал художник.

Федор Ушаков предстал в образе еще молодого и романтичного мореплавателя, который только начинает свою карьеру. Михаил Кутузов – в монументальной динамике, в образе мудрого и решительного полководца, уверенно ведущего своих солдат на врага. Алексея Брусилова скульптор изобразил как Верховного главнокомандующего Русской армией, которому предстоит решиться на знаменитый прорыв вражеского фронта. Петр Багратион держит в руках подзорную трубу, будто всматриваясь в расположение своих частей на Бородинском поле. А Михаил Скобелев поражает своей расслабленной уверенностью уже опытного военачальника, за плечами которого переход через Балканы и осада Плевны.

Самым сложным этапом работы над скульптурами была проработка спины. Как объяснил Анатолий Данилов, все изображения героев представлены только анфас. Но как лежали складки на генеральском сюртуке Скобелева? Как выглядели шпоры на сапогах Суворова? В поиске исторической достоверности скульптор снова и снова обращался к сотрудникам музея. Ведь дьявол, как известно, кроется в деталях. А историческая правда – в мелочах.


Для коллекционеров и не только

Искусство мелкой пластики всегда ценилось как в России, так и за рубежом. Сейчас сложно представить, но Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, был старшим современником Александра Суворова. Для Императорского фарфорового завода создание скульптур великих русских полководцев – закономерное развитие военно-исторической тематики, уверен заместитель директора Государственного мемориального музея А. В. Суворова Александр Лукирский.

«Данная серия расширяет хронологические рамки, с которыми в наше время принято ассоциировать век великих побед русского оружия. Новая фарфоровая коллекция рассказывает не только о “привычных” героях – генералах Отечественной войны 1812 года, но также захватывает XVIII и вторую половину XIX–начало XX века. Нам отрадно осознавать, что славные страницы отечественной военной истории находят свое отражение в прикладном искусстве», – подчеркнул Лукирский.

Теперь шесть гениев русского оружия представлены в виде фарфоровых скульптур, каждая деталь которых исторически выверена. Правда, с поправкой на особенности технологического процесса изготовления фигур из фарфоровых масс, добавляет Александр Лукирский с истинной аккуратностью музейного сотрудника. По его мнению, новые скульптуры могут заинтересовать всех, кому интересен фарфор, а также коллекционеров и реконструкторов.

С ним согласны и представители Императорского фарфорового завода. Специально к Петербургскому международному экономическому форуму 2023 года завод выпустил бисквитный вариант коллекции, но в скором времени скульптуры будут расписаны и приобретут совершенно новое обличие, красоту и ценность.

На предприятии не исключают, что серия будет пополняться и, вероятно, через некоторое время в нее войдут уже 12 полководцев. Кто именно дополнит серию, петербургские фарфористы пока держат в тайне.


Статью предоставила газета ВЕДОМОСТИ | Санкт-Петербург